Целевая группа и количество
бенефициаров вашего проекта:
Целевой группой проекта
являются заключенные, находящиеся в местах заключения пилотных регионов г.
Ташкента и Ташкентской Области. Общее количество тюрем - 3.
Период реализации
гранта:
сентябрь 2006-февраль 2008
Необходимость
реализации проекта состояла в следующем:
1. Жизнь и здоровье человека представляют собой
высшие ценности, что обуславливает необходимость их всемерной, в том числе и
правовой охраны. Международным сообществом разработаны минимальные стандарты,
которых должны придерживаться государства в сфере охраны здоровья населения. В
настоящее время право граждан на квалифицированное медицинское обслуживание
закреплено в Конституции Республики Узбекистан, Законом "Об охране здоровья
граждан" в статье 24, регулируются рядом
специальных нормативных актов. В
законодательстве закреплены и гарантированы права отдельных категорий граждан
на охрану здоровья, в частности социально-уязвимых слоев населения - детей,
женщин, граждан, находящихся в местах лишения свободы, которые в силу
определенных фактов не могут
воспользоваться своим правом на
получение квалифицированной медицинской помощи.
2. Оказание медицинской
помощи в тюрьмах, центрах заключения связано с рядом этических и медицинских
проблем (право выбора врача и метода лечения, соблюдение врачебной тайны,
доступа к качественной медицинской помощи);
3. Тюрьмы
могут служить рассадниками инфекционных заболеваний, в них могут возникать
новые вредные для здоровья привычки и формы поведения (употребление наркотиков,
незащищенный секс), и они могут серьезно подрывать психическое здоровье
заключенных;
4. Часто в тюрьму попадают люди, ведущие менее
здоровый образ жизни, чем остальное население - среди них выше вероятность злоупотребления
алкоголем, курения табака и употребления незаконных наркотических средств и токсикомании, выше вероятность того, что
они могут страдать психическими расстройствами и подвергаться повышенному риску
инфекционных заболеваний. С помощью энергичных мер в виде программ
укрепления здоровья можно добиться улучшения образа жизни и заключенных, и
тюремного персонала, которые при этом также могут повысить результативность
своего труда и поднять моральный дух;
5. Если говорить в более широком контексте, то
заключенные являются членами нашего общества: они приходят в тюрьму из общества
и в общество обычно возвращаются. Поэтому взаимосвязь между здоровьем
заключенных, их родственников и более широкого населения не может не вызывать
серьезного беспокойства. От мер по ограничению распространения инфекционных
болезней в местах заключения выигрывают как заключенные, так и общество в
целом.
6. Доступ к информации о состоянии здоровья лиц,
находящихся в местах лишения свободы, расположенных в г. Ташкенте и Ташкентской
области, представляет определенные трудности, в виду отсутствия статистических
данных. В связи с чем, общественный контроль над состоянием здоровья и прав пациентов в тюрьмах практически не
осуществляется. Как общественная организация, АВУ считает своим долгом провести
исследования и мониторинг всех законов и нормативных актов, касающихся прав
пациентов в местах заключения, а также обеспечить доступ к информации о
состоянии здоровья заключенных широкой общественности, что в свою очередь
является в развитие диалога между государственной властью и представителями
гражданского общества.
7. Основываясь на Решение Европейского Форума Медицинских
Ассоциаций и Всемирной организации здравоохранения от 11 -12 марта 2005 года,
Осло, мы хотели бы отметить всевозрастающее внимание мирового сообщества к
оказанию медицинской помощи в тюрьмах и других местах заключения. Было
выработано положение которое является рекомендацией к исполнению
государственными и негосударственными структурами занимающимися проблемами
здравоохранения в тюрьмах. Основными пунктами положения являются:
1. Оказание медицинской помощи в тюрьмах , центрах
заключения и в политических институтах связано с рядом этических и медицинских
проблем;
2. Приветствовать деятельность и инициативы
национальных медицинских Ассоциаций по поддержке и обучению врачей, работающих
в местах заключения;
3. Призвать национальные медицинские Ассоциации
решать проблемы медицинского обслуживания в тюрьмах основываясь на следующих
принципах:
- заключенные должны получать стандартные медицинское
обслуживание, аналогичные имеющимися в обществе.
- оказание медицинской помощи в тюрьмах должна
быть устроена таким образом, чтобы выявлять употребление заключенными
наркотических веществ, отображать их психическое здоровье, с учетом социальных
и экономических составляющих, а также уровня образованности заключенных.
- принимая во внимание двойственное обязательство
врачей работающих в тюрьмах, тем не менее оказание медицинских услуг и
конфидициальность по отношению пациенту должна быть на первом месте.
- политика здравоохранения должна предусматривать финансовую
стимуляцию эффективного лечения, которая, в случае несвоевременности, привлекло
бы к дополнительным расходам для общества.
- пациенты в тюрьмах должны получать доступ к
медицинскому обслуживанию вторичного (госпитального) звена.
- инвестиции в реабилитационный курс и лечения
после выписки являются главенствующими.
8. Таким образом, меры, направленные на укрепление здоровья граждан, находящихся в тюрьмах,
проведение профилактической и разъяснительной работы среди осужденных по
вопросам здорового образа жизни, совершенствование деятельности медицинского
персонала, повышение их информированности в сфере обеспечения и защиты прав
заключенных,
позволят уменьшить бремя, которое ложится на систему здравоохранения страны в
целом и сохранить самое ценное в человеке - это его здоровье.